Новую систему обращения с отходами сегодня не обсуждает только ленивый. Проблема накопления результатов деятельности человека в России, действительно, назрела и грозит вылиться в экологическую катастрофу с необратимыми последствиями. Люди, неравнодушные к состоянию окружающей среды, «мусорную реформу» ждут и возлагают на нее большие надежды. Немало и скептиков, воспринимающих нововведения в штыки и опирающихся на слухи и домыслы. В курортном регионе внедрение новой системы обращения с отходами особенно актуально.
Что такое «мусорная реформа»; что изменится для населения, предприятий и бизнеса; как будет проходить перестройка существующей схемы утилизации отходов – вопросов масса. Предлагаем читателям разобраться в деталях и внести предельную ясность в понимание этого вопроса.
Одно из основных новых понятий для населения — региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Кто это?
Региональный оператор – это ключевое звено новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО), организация, которая несет ответственность за весь цикл жизни ТКО, включая организацию их сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения легальным способом в специально отведенных для этого местах. Такие системы должны начать работать в каждом регионе России до начала следующего года.
С 1 января 2019 года на территории Ставропольского края будут работать четыре региональных оператора – каждый в своей зоне ответственности. Курортный регион относится к административной зоне №2 и здесь региональным оператором на конкурсной основе определено Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство».
Если у физических лиц или хозяйствующего субъекта уже заключен договор на вывоз ТКО с местными организациями, должен ли заключаться договор с регоператором ТКО? Если да, то, в каком порядке будет осуществляться этот переход?
Обратимся к законодательству. В соответствии со ст.23 Федерального закона №458-ФЗ от 29 декабря 2014 года обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором, а также утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ, но не позднее 1 января 2019 года.
Оплачивать услуги регионального оператора граждане и организации обязаны с того момента, как начался вывоз твердых коммунальных отходов. Это предусмотрено пунктом 7 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 г.
Что будет с муниципальными предприятиями, которые занимались вывозом мусора?
Если мусоровозы этих предприятий соответствуют необходимым требованиям, оснащены системой ГЛОНАСС, то они могут заключить договор с региональным оператором на осуществление транспортировки ТКО.
Есть такие жители частного сектора, которые никогда не заключали договор с коммунально-бытовыми организациями. Объясняют это тем, что мусора у них якобы нет. Обязаны ли они заключать договор с регоператором? Будут ли санкции к таким «отказникам»?
Необходимо осознать, что сегодня безотходное хозяйствование – это миф. Куда в таком случае могут бесследно исчезнуть упаковка и тара от ежедневно потребляемых продуктов, используемых хозтоваров, самый элементарный домашний и другой мусор? Не потому ли в жилых кварталах появляются несанкционированные свалки? В пункте 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации сказано: собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором. Плату за оказанные и не оплаченные услуги регоператор будет взыскивать в досудебном и судебном порядке.
Также рассматривается вопрос установления административной ответственности для таких граждан как на уровне федерации, так и на уровне края.
Какие отходы относятся к твердым коммунальным, и что с ними будет делать региональный оператор?
С законодательной точки зрения, ТКО – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления, а также товары, которые утратили свои потребительские свойства в процессе их использования. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и аналогичные по составу, которые образуются в жилых помещениях.
Проще говоря, региональными операторами от населения будут вывозиться пищевые отходы и упаковка продуктов (стеклянная, деревянная, полимерная и т.п.), пакеты и смёт из жилища, домашние растения и крупногабаритные отходы. К последним относятся пришедшие в негодность мебель, мелкая и крупная бытовая техника, электрические приборы за исключением ртутьсодержащих ламп.
Важным знать: отходы, образующиеся от ухода за зелеными насаждениями, строительный мусор, а также отходы животноводства (биологические отходы, навоз и т.п.) в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ не относятся в ТКО и не входят в зону деятельности региональных операторов. Вопрос вывоза таких отходов решается региональным оператором на договорной основе за дополнительную плату.
Будет ли разделение отходов на пластик, стекло и бумагу и прочие категории?
Суть «мусорной реформы» как раз и заключается в постепенном переходе на раздельное накопление твердых коммунальных отходов. Однако далеко не каждый сегодня готов соблюдать такие условия. Поэтому на начальном этапе необходимо организовать и отладить вывоз ТКО от всего населения края для размещения на специализированных и лицензированных объектах обработки, размещения и обезвреживания отходов. Эти объекты учтены в Территориальной схеме обращения с отходами, утвержденной Правительством Ставропольского края.
Кто должен содержать контейнерные площадки на территориях многоквартирных домов и проводить на них уборку?
Ответственность за содержание контейнерных площадок возлагается на собственников земельных участков, на которых они расположены. В момент вывоза мусора уборку должен осуществлять региональный оператор, а в течение остального времени поддерживать чистоту обязаны управляющие организации (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК).
Определенные полномочия в области обращения с ТКО имеют муниципалитеты. В числе курируемых вопросов — создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО (за исключением установленных законодательством случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах). Также орган муниципальной власти должен определить схему размещения площадок и создать их реестр.
Эти нормы вступают в силу с 1 января 2019 года. Для их реализации Правительству Российской Федерации предстоит утвердить правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра.
Как быть с частным сектором? Может ли быть разрешена установка контейнеров, возможно, одного на несколько домов?
Установка контейнеров в частном секторе возможна либо за счет самих жителей, либо в том случае, если этот вариант будет регламентирован в рамках вышеупомянутых правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО.
Назревший вопрос – несанкционированные свалки. Будет ли региональный оператор вывозить их? Кто и какие шаги должен предпринимать при обнаружении несанкционированной свалки?
Для таких случаев определен четкий порядок действий, закрепленный в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами (Постановление Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 г.).
Итак, региональный оператор обнаружил место складирования ТКО объемом больше одного кубометра на участке, не предназначенном для этих целей. В таком случае, он обязан в течение 5 рабочих дней, во-первых, уведомить собственника земельного участка, муниципалитет и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированной свалки. А во-вторых, донести до собственника земельного участка необходимость ликвидации свалки, на что дается не более 30 дней с момента получения уведомления. Вместе с этим, собственник получит и проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.
То есть собственнику надлежит либо самостоятельно обеспечить ликвидацию свалки, либо поручить эту работу на возмездной основе региональному оператору.
Если в течение установленного срока свалка находится на прежнем месте, а собственник этого земельного участка так и не заключил договор с регоператором на оказание услуг по ее ликвидации, то региональный оператор должен вывезти эту кучу мусора. Но в таком случае организация вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Самый насущный для жителей вопрос: как будет начисляться оплата за ТКО и в каком размере? Кто будет контролировать её сбор? И смогут ли социально незащищенные граждане рассчитывать на льготы?
С переходом на новую систему обращения с ТКО услуга по вывозу мусора переходит из категории жилищных в коммунальные. Соответственно, плата для населения будет рассчитываться не по квадратным метрам, а исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется на основании нормативов накопления таких отходов и стоимости услуги регионального оператора. Нормативы накопления ТКО для разных категорий потребителей устанавливает Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края. Эту информацию можно найти на сайте министерства www.mingkhsk.ru. А предельный тариф для каждого регионального оператора устанавливает региональная тарифная комиссия Ставропольского края.
Что касается платы юридических лиц, которые расположены не в многоквартирных домах и имеют собственные емкости для накопления ТКО (это необходимо для определения объемов мусора), то законом предусмотрены два варианта расчета: либо по соответствующему нормативу, утвержденному на уровне края, либо по объему образуемых отходов.
Контролировать сбор платежей и бороться с должниками обязан региональный оператор.
Теперь о льготах: государственная поддержка в виде компенсации части расходов малоимущих граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) распространяется и на коммунальную услугу по обращению с ТКО. На получение такой компенсации могут претендовать те граждане, чьи ежемесячные расходы на ЖКУ превышают 22% от совокупного семейного дохода. Обратиться за назначением такой поддержки можно в органы социальной защиты.
Внедрение новой системы обращения с ТКО сейчас находится на старте. Чтобы избавить курортный регион от мусорных завалов, предстоит огромная многоэтапная работа. Каким должен быть промежуточный и конечный результат реформы?
«Мусорная» реформа призвана перестроить весь алгоритм сбора и утилизации ТКО. Все должны осознавать: отходы производит каждый человек, и платить за то, чтобы их грамотно, с минимальной нагрузкой на экологию утилизировали, должны все. Новый механизм позволит вывести «мусорные потоки» из тени, правильно организовать их размещение, обезвреживание и утилизацию. В перспективе нескольких лет предстоит избавиться из стихийных свалок в лесополосах, поймах рек и оврагах. А на следующем этапе состоится переход к раздельному сбору мусора и наращиванию доли его переработки.
Стоит знать!
На свалки – санкционированные и несанкционированные отправляются вперемешку органические остатки, пластик, электротехника, химические отходы и многое другое. В процессе гниения и разложения они выделяют ядовитые соединения, газы, загрязняющие окружающую среду. Газета разлагается до 4 месяцев, фольга – более 100 лет, пластик – 200 лет, стеклянная бутылка не менее тысячи. Одна батарейка способна отравить 400 литров воды или до 20 «квадратов» почвы! В XXI веке такой подход просто недопустим. Каждый из нас обязан позаботиться о том, чтобы наши дети и внуки жили в чистой и безопасной стране.
Печально, но факт
На сегодняшний день нет достоверных данных по объему отходов, который образует население региона. В теории на Ставрополье ежегодно образуется более 1,2 млн. тонн твердых коммунальных отходов. На практике же пока лишь половина населения края (57%) оплачивают услугу по вывозу ТКО. Другими словами, куда уходит мусор, образуемый остальными жителями края (а это более миллиона человек) можно только догадываться.