Казалось бы, все ясно: отжившие свое диваны, холодильники, остатки плинтусов, оконные рамы – все это крупногабаритные отходы. Согласно законодательству они отнесены к твердым коммунальным отходам. А, значит, за их вывоз ответственен региональный оператор, причем, процесс должен производиться регулярно и без дополнительной платы.
Именно на этом был сделан акцент в сообщении МинЖКХ края. Однако вопросов, связанных с точным определением понятия «крупногабаритные отходы» и дополнительной оплатой за отдельные виды КГО, меньше не становится.
Несколько писем похожего содержания на эту тему пришли в газету «Пятигорская правда» от жителей города-курорта. Чтобы прояснить некоторые вопросы, мы обратились к начальнику Правового управления администрации города Пятигорска Дмитрию Маркаряну.
- Итак, начнем с определений. В постановлении Правительства РФ №1156 от 12.11.2016 говорится: «крупногабаритные отходы» — твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Логика обычного человека сводится к следующему: если разобрать на части старое кресло, то в контейнер оно вполне уместится, причем, вместе со сломанной микроволновкой и остатками штукатурки. Что касается текущего ремонта, простой человек понимает под ним и замену шифера, и демонтаж водяных труб, независимо от того, что входит в понятие «текущий ремонт» в постановлении Госстроя РФ от 27.09.2003 года №170. Собственник может о нем попросту не подозревать.
Совсем иное определение термину «крупногабаритные отходы» дает действующий ГОСТ Р 56195-2014: это «отходы производства и потребления, являющиеся предметами, утратившими свои потребительские свойства (мебель, бытовая техника, велосипеды и другие крупные предметы), размеры которых превышают 0,5 метра в высоту, ширину или длину». То есть это предметы, используемые в обиходе и имеющие конкретные параметры, и ни слова об отходах от ремонта.
А если попытаться определить, относятся или нет отдельные отходы к КГО согласно действующему федеральному классификационному каталогу отходов — ФККО (приказ Росприроднадзора 22.05.2017), то в список крупногабарита вообще не включены: все строительные отходы, отходы мебели, а также бытовые холодильники и морозильные камеры, стиральные машины, телевизоры и компьютерная техника и т.д. Получается, все перечисленное – не КГО. Тогда как быть с вывозом и утилизацией?
Есть еще вопросы, на этот раз от региональных операторов. Им важно понимать, существуют ли нормы накопления крупногабаритных отходов в составе ТКО, должны ли быть каким-либо образом оборудованы площадки для накопления КГО, чтобы не превращаться в банальные свалки, кто должен отвечать за их текущее состояние. И, наконец, учтены ли в существующем тарифе расходы (и немалые) по транспортировке крупногабарита.
Что в итоге? Сумма нестыковок в документах приводит к заключению: за вывоз отходов нестандартных габаритов все же придется доплачивать.
Безусловно, еще не раз предстоит корректировать и совершенствовать «молодое» законодательство в сфере обращения с отходами. Поднятые вопросы направлены для анализа экспертам Ассоциации организаций, операторов и специалистов в сфере обращения с отходами «Чистая страна», благодаря которой многие спорные вопросы уже были решены.
Мы проинформируем читателей о результатах, а также обо всех предложениях по совершенствованию нормативно-правового регулирования отрасли и принятых решениях.