В номере «Кисловодской газеты» от 14 июля 2021 года вышло интервью с замглавы города-курорта – начальником УГХ Владимиром Соболевым. Речь идет о содержании контейнерных площадок, примыкающих к ним территорий, и разграничении ответственности организаций и коммунальных служб. Региональный оператор «ЖКХ» полностью разделяет намерение администрации добиться чистоты на улицах Кисловодска. Однако с точки зрения норм действующего законодательства некоторые суждения, изложенные в материале, вводят читателя в заблуждение и требуют серьезной корректировки.
Об ответственности за содержание контейнерных площадок
Нормы закона об ответственности за санитарное содержание контейнерных площадок и территорий, примыкающих к ним, двоякой трактовки не предусматривают.
Согласно ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов возложена на органы местного самоуправления, либо на иное лицо, на которое возложена такая обязанность. Таким лицом может являться управляющая компания, ТСЖ или СНТ.
В пункте 13 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 г., также закреплено, что постоянно заботиться о надлежащем санитарном состоянии территории и самой контейнерной площадки – это задача собственника земельного участка, на котором площадка размещена.
Если место накопления расположено на территории многоквартирного дома, которая находится в общей долевой собственности, за порядок ответственна управляющая организация (УК, ТСЖ). Если участок не является собственностью МКД, то за поддержание порядка и его санитарное состояние отвечает муниципалитет.
О сборе ТКО от жильцов частного сектора
Речь о площадках общего пользования, куда жителей частных домов «вынуждают носить отходы», и так называемом пакетном сборе.
Утверждение автора о том, что индивидуальные контейнеры «есть в каждом доме», мягко говоря ошибочно. Фактически ими пользуются не более половины собственников, а остальные по привычке выносят отходы к проезжей части в пакетах. Одномоментно собрать их невозможно, и пакеты становятся объектом внимания безнадзорных животных, которые разносят отходы по улице.
Стоит напомнить и о том, что пакетный (бестарный) сбор ТКО – далеко не лучшее решение вопроса. Согласно новым СанПиН 2.1.3684-21 (п. 216 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 3) накопление отходов осуществляется в специально оборудованных местах, соответствующих требованиям Санитарных правил. Таковыми местами являются оборудованные контейнерные площадки, внесенные в реестр мест накопления ТКО, но точно не сотни точек вдоль улиц на открытом грунте.
Аналогичное положение закреплено в Постановлении Правительства РФ №1156 (Правила обращения с ТКО), о том, что потребителям запрещается складировать отходы вне установленных мест накопления.
В соответствии с пунктом 15 Правил обращения с ТКО потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Вместе с тем, согласно второму абзацу пункта 9 Правил обращения с ТКО, в случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления ТКО в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. То есть, все существующие контейнерные площадки должны быть включены в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
Таким образом, места (площадки) накопления ТКО должны быть определены и информация о них должна быть зафиксирована в договоре с регоператором.
Бестарный сбор ТКО допускается там, где нет возможности организовать контейнерные площадки. Это скорее исключение из правил, характерное для сельских улиц, плотной частной застройки с узкими улицами, но не для города-курорта.
Неверной по своей сути является ссылка на регоператора, который якобы обосновывает переход с пакетного сбора ТКО на контейнерный подорожанием горючего и ростом тарифов на утилизацию отходов. Во-первых, независимо от вида контейнеров или их отсутствия протяженность маршрутов спецтехники остается неизменной, что напрямую влияет на расход топлива. Во-вторых, изменение способа сбора ТКО никак не влияет на тариф.
Напомним также, что устаревшая практика пакетного сбора отходов наносит экологический ущерб территории города-курорта и негативно влияет на имидж Кисловодска. Более того, такая практика фактически ставит крест на внедрении раздельного сбора отходов, который требует установки на площадки специальных контейнеров, и сводит на нет усилия той же администрации по пропаганде навыков сортировки ТКО и осознанного потребления среди населения.
И, наконец, нуждается в прояснении упомянутая в интервью городская стратегия «максимально убрать контейнеры для мусора с улиц на дворовые территории». Она не согласуется по смыслу с попытками сохранить вывоз ТКО от каждого частного домовладения. Противоречие возникает и с хорошей городской инициативой — утверждением дизайн-проектов двух типов контейнерных площадок для курортной зоны и спальных районов.
Напоминаем также, что без письменного согласия с региональным оператором организовывать площадки для накопления отходов недопустимо. Об этом гласит п.21 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (Постановление Правительства РФ №1156).
Тем не менее, региональный оператор по-прежнему открыт для конструктивного диалога и намерен совместно с муниципалитетом добиваться совершенствования подходов в сфере обращения с ТКО.